Собирая произведения современного искусства, коллекционер помогает художнику остаться в профессии
Я знаю немало людей, значительно более образованных в сфере искусства, чем я. Не все они являются моими единомышленниками. Но небольшое количество тех, с кем мы мыслим одинаково, объединяет и отличает один факт: мы не живем за счет искусства, мы тратим на него деньги. Мы — коллекционеры.
Миссия коллекционеров — предоставить возможность художникам остаться в профессии. Об этом пишет НВ.
Каждое поколение рождает младенцев, которые станут учителями, военными, бизнесменами или художниками, людьми искусства. Это врожденное стремление к определенным профессиям иногда кажется иррациональным. Тем не менее, именно оно обеспечивает стабильное количество представителей тех или иных профессий, даже если заниматься ими не так уж и выгодно.
Так же ежедневно в мир выталкиваются младенцы с закодированными способностями стать художниками, музыкантами и актерами. Сначала все кажется очень положительным: родители поддерживают и раскрывают способности, отдавая детей в студии раннего развития и художественные школы. Впрочем, заканчивается все тем, что человек взрослеет, попадает на рынок труда, вынужден содержать себя, семью, со временем — родителей.
Наивно думать, что государство сможет и захочет позаботиться обо всех, кто решил остаться в искусстве. Поэтому искусство требует других источников поддержки. Особенно — современное, потому что оно слишком непонятное. Оно и должно быть таким, ибо оно — на острие, оно прокладывает путь для другого, прорастает сквозь ошибки. Впрочем, понять и чувствовать его нельзя.
Покупая произведение искусства, коллекционер помогает художнику не разочароваться в профессии, остаться в ней, найти силы и материалы для последующих работ. В украинских реалиях речь идет о банальном физическом выживании художника. Ну и к тому же, искусство не существует без зрителя, взаимодействия с ним, и его потребления, что бы об этом не думали гениальные критики. Актом купли коллекционер благословляет произведение и его автора.
Покупая произведения искусства, человек становится активным участником художественных процессов: поддерживает одно, игнорирует другое. Например, меня как коллекционера привлекает современное искусство, в основном — живопись, немного скульптура, меньше фото и видео, совсем мало — акционизм и стрит-арт.
Когда формируется критическая масса покупателей с различными вкусами и предпочтениями, тогда возможности коллекционировать искусство появляются практически у всех. Особый шик — коллекционировать видео-арт, то есть произведения, чья потребительская стоимость близка к нулю, ведь экспонировать их фактически невозможно. Еще сложнее коллекционировать перфомансы или ленд-арт.
Чем отличается просто потребитель и покупатель от коллекционера? На самом деле все очень просто. Коллекционер, как правило, уже не может экспонировать все работы из своей коллекции, у него не хватает стен, и картины вынужденно хранятся в хранилищах. Как следствие — кроме утилитарного потребления искусства, появляются новые более изощренные измерения.
В частности, коллекционеры современного искусства имеют шанс влиять на будущее. Над прошлым и над художниками, которые уже прекратили свое творчество, мы не имеем власти. А вот делая свой выбор сегодня, поддерживая то или иное направление, коллекционер проводит своеобразную селекцию современного искусства.
Какова истинная ценность антикварной работы в возрасте, скажем, 150 лет и стоимостью $20 тыс.? Произведение до сих пор находится в свободном доступе на рынке, потому что за все это время не заинтересовало ни один из музеев. Если же пересчитать современную стоимость в цену, актуальную 150 лет назад, получится $300-500. То есть, за $20000 вы купите произведение, реальная стоимость которого равна цене за картину одного из второстепенных художников с Андреевского спуска. Не говоря уже о том, что некачественные остатки искусства XIX века на стенах современных офисов выглядят комично.
В то же время за те же $20 тыс. можно купить ценные произведения лучших современных классиков, причем не только украинских. Или собрать хорошую коллекцию интересных молодых художников.
Еще один из тех дополнительных измерений искусства, которые открываются коллекционеру: покупая современное искусство, человек знакомится с авторами произведений, становится постоянным посетителем мастерских художников. На выставках начинает узнавать посетителей, различает не только почерк художника, но и периоды его творчества, а со временем — замечает драмы, отчаяние, противостояние и другие скрытые смыслы в каждом произведении и в судьбах художников. Это портал в совершенно иной, волшебный мир. А вот открывать его для себя и становиться коллекционером — личный выбор каждого.