Иногда известие о сворачивании производства имеет гораздо большую значимость, чем новость о запуске. И сегодня – тот самый случай. Ведь речь идет о, без преувеличения, культовой и мегавостребованной модели, положившей начало целому сегменту роскошных стальных часов.
Различные осведомлённые источники, включая газету The New York Times, сообщили, что мануфактура Patek Philippe добровольно режет курицу, несущую золотые яйца: а именно — прекращает производство модели Ref. 5711/1A-010, то есть самого простого, но и при этом самого востребованного клиентами трёхстрелочного стального Nautilus. Будучи от природы доверчивыми, мы сразу же полезли на официальный сайт Patek Philippe, и там нас ждало разочарование: упомянутые часы, как можно легко проверить, до сих пор числятся в модельном ряду. WTF, как нынче принято выражаться?
Напомним, что дизайн “нау”, как фамильярно называют эти часы, был предложен великим часовым дизайнером Джеральдом Джентой в первой половине 70-х. Согласно распространённому апокрифу, Джента нарисовал абрис корабельного иллюминатора за пять минут на ресторанной салфетке во время обеда с представителями контролирующей мануфактуру семьи Стерн: тогдашним главой компании Анри Стерном и его сыном Филиппом, позже перенявшем бразды правления. В определённой степени Джента повторил собственный опыт, когда он по заказу мануфактуры Audemars Piguet создал дизайн Royal Oak, которые открыли сегмент “роскошных стальных часов” на стальных браслетах.
Audemars Piguet решилась на рискованный эксперимент с запуском стальной модели по цене золотой в 1972 году, а спустя четыре года Patek Philippe повторила опыт с Nautilus. Имя было взято из романа Жюля Верна “20 тысяч лье под водой” — так назывался подводный корабль капитана Немо. С технической точки зрения преимуществом Nautilus над Royal Oak являлся водонепроницаемый до 120 м (против 50 м у конкурента) корпус довольно сложной – для обеспечения герметичности — конструкции, получившийся к тому же тонким (всего 7,6 мм у дебютной модели Ref. 3700/1A).
Во многом это было заслугой компактного автоматического механизма, базой для которого выступил Калибр 920 Jaeger-LeCoultre (самим разработчиком никогда не применялся, но поставлялся сразу трём грандам: Patek Philippe, Audemars Piguet и Vacheron Constantin).
С годами Nautilus разрослись до отдельной коллекции (и даже двух, если иметь в виду запущенную в 1998 году более экстремальную версию Aquanaut) и безмятежно просуществовали три десятилетия. Покупали тогда их, по моим наблюдениям, в основном преданные поклонники марки, которые хотели добавить к своим костюмным золотым Calatrava что-то более “кэжуальное”.
Этот прецедент плюс упомянутые выше случаи публичного появления “селебов” в стальных Ref. 5711 упали на удобренную Instagram почву ознакомления широких масс с демонстративным потреблением знаменитостей. “Нау” исчезли с витрин и к осени 2018 года waiting list на самую ходовую модель в головном женевском бутике Patek Philippe достиг совершенно фантастического 10-летнего периода. Цена на чувствующем конъюнктуру вторичном рынке подскочила вдвое, а затем и втрое от официально рекомендованной розничной в CHF 28 500. Официальные дилеры Patek Philippe жаловались, что получают в год не более двух экземпляров стальных Ref. 5711 при том, что клиенты готовы покупать их в таком количестве ежедневно.
В последние годы рынок постоянно подпитывали слухи, что мануфактура откажется от Ref. 5711, но полную ясность внесло только интервью Тьерри Стерна, данное The New York Times в феврале. Подтвердив прекращение производства модели в нынешнем году, президент Patek Philippe в качестве причины назвал опасной для имиджа марки зависимость от единственной референции и необходимость поддерживать ценность всего бренда, в том числе – и в интересах постоянных клиентов. Полагаю, что Стерн намекнул на положение Audemars Piguet, за последние полвека превратившуюся – нравится это кому-то или нет – в монопроизводителя своего бестселлера Royal Oak, в отдельные годы занимавшего (вместе с родственной коллекцией Royal Oak Offshore) до 75% в общем годовом объеме выпуска мануфактуры в 44 тыс. экземпляров (оценочные данные за 2019 год).
При этом оппоненты могут заметить, что Audemars Piguet очень неплохо себя чувствует, лишь немного уступая Patek Philippe в выручке (CHF 1,18 млрд против CHF 1,45 млрд по оценочным данным за тот же 2019 год) и тем самым доказывая, что “монокультурная” модель имеет право на существование в высоком сегменте часовой индустрии. Однако женевская мануфактура сделала свой персональный выбор, поэтому единственное, что остаётся нам – гадать о будущем. Единственное, что можно утверждать с уверенностью: сейчас – самое неудачное время для покупки этих часов. Если верить The New York Times, на волне слухов о близком конце производства цены вторичного рынка взлетели до $180 000, что делает их приобретение абсолютно неразумным.
Не думаю, что стальные “нау” удержат в исторической перспективе такую цену на аукционах, а любой любитель назовет десяток гораздо более сложных шедевров высокого часового искусства, которые поместятся в эту сумму. Однако не стоит забывать, что, помимо безбожно разрекламированных блогерами Ref. 5711/1A-010, в коллекции Nautilus есть еще 26 референций, в том числе стальные 5712/1A-001 (со стрелочными указателями даты и резерва хода), 5726/1A-014 (c годовым календарем и указателем фаз Луны) и 5990/1А-001 (c хронографом и указателем времени в двух поясах) плюс имеется родственная коллекция Aquanaut.
В общем, есть пока где резвиться фанатам стальных спортивных “патеков” и спекулянтам, ибо все вышеупомянутые модели тоже доступны только после пребывания в листе ожидания.
Кроме того, на рынке циркулируют слухи о некоей финальной и, вероятно, лимитированной серии трёхстрелочных “нау” с индексом 6711 в титановых и платиновых корпусах, которая в случае её выпуска немедленно сделается предметом охоты коллекционеров, как это произошло с вышеупомянутыми Ref. 5711/1P “40th Anniversary”. Зная тягу Patek Philippe к круглым датам, я бы также не исключал представления в 2026 году, когда будет отмечаться 50-летие коллекции, осовремененного поколения Nautilus. А в ближайшие пять лет — пускай не на шутку возбужденные Instagram “ценители” поиграют в бирюльки с шестизначными суммами, авось отпустит.
В конечном счете, оценить правильность предпринятого семейством Стернов шага (а наряду с Тьерри, в рассмотрении деликатного вопроса наверняка участвовал и его отец Филипп, стоявший у истоков “нау”) позволит только время. И если бизнес-составляющая остаётся целиком в их компетенции (в конце концов, Patek Philippe – семейная компания и семья может поступать так, как ей заблагорассудится), то я рискну обратить внимание на ещё один аспект этого решения. Не предвещает ли прекращение производства Ref. 5711/1A-010 начало заката самых востребованных ныне у потребителей часов формата “сталь на стали”, одним из родоначальников которого 45 лет назад явились “нау”? Ничего не имея против этого форм-фактора как такового, в последнее время до чёртиков надоело смотреть на назойливые попытки конкурентов создать собственные коммерчески успешные аналоги Nautilus и Royal Oak. Мне кажется, что в результате отказа от зацикленности на “стали на стали” часовое искусство только выиграет.