25 января начался процесс отбора главного антикоррупционного прокурора. От прозрачности и качества конкурса зависят судьба расследований топ-коррупции в ближайшие пять лет и поддержка со стороны международногосообщества.
От этого конкурса зависит, будет ли у генпрокурора возможность вмешиваться в расследования, а также будет ли работать новый руководитель САП на результат и не будет ли брать пример со своего предшественника. Центр противодействия коррупции (ЦПК) ведет список дел, в которых некоторые прокуроры САП, а также их предыдущий руководитель Назар Холодницкий лично сливали перспективные расследования.
Несмотря на все недостатки и вопросы к членам Конкурсной комиссии по парламентской квоте, все же ключевым в этом процессе является участие международных экспертов, избранных Советом прокуроров. Без голосов по меньшей мере двух международных экспертов ни одно решение комиссии не будет принято. Полный состав комиссии смотрите тут.
Такой подход максимально приближает уровень конкурса к тому, по которому отбирали судей Высшего антикоррупционного суда, — едва ли не самого успешного судейского конкурса в истории страны. Отбор судей ВАКС стал образцовым именно из-за роли международных экспертов, которые также стали залогом успеха конкурса в Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции.
Принцип обязательного учета голосов международных экспертов был ключевой преградой при определении правил конкурса. Члены Конкурсной комиссии по парламентской квоте сначала долго не соглашались утвердить этот принцип, а затем несколько раз пытались его изменить.
Почему? Потому что у каждого потенциально недоброчестного или «зашкваренного» кандидата просто нет шансов на победу. Необъяснимые состояния, незаконные либо сомнительные решения или недостойное поведение в прошлом — все это явно не соответствует критериям доброчестности и профессиональной компетентности. Кандидаты с подобными пятнами окажутся под тщательным рентгеном без каких-либо шансов на успех. На этом фоне шансы профессиональных и опытных кандидатов значительно возрастают.
Вместе с тем из-за очевидной контролируемости отдельных членов комиссии со стороны власти и даже пророссийских сил порядок конкурса не мог быть идеальным. Очевидно, что эти дыры будут использовать во время конкурса, чтобы прибегать к манипулированию.
Конкурс не будет простым и быстрым: анализ этапов и порядков подтверждает, что процесс продлится по меньшей мере 3–4 месяца. Продолжительность может зависеть от количества кандидатов, а также от возможных эпидемических ограничений.
Порядок проведения конкурса
Конкурс на руководителя САП начинается с момента его объявления. На прием документов от кандидатов дается 21 день. Перечень документов уже обнародован на сайте Офиса генерального прокурора.
Возможные манипуляции и как их предотвратить
Главной проблемой остаются члены комиссии по квоте Верховной Рады, которые очевидно будут пытаться затягивать процесс или манипулировать во время него. Наиболее проблемна определенная комиссией система выставления баллов кандидатам на каждом этапе собеседований и заданий.
Порядок предусматривает, что после всех этапов конкурса победителем станет кандидат, набравший в итоге наибольшее количество баллов на всех этапах конкурса. Баллы будут выставлять члены комиссии, а по квоте парламента их больше — шесть против четырех. Очевидно, что отдельные члены комиссии по квоте парламента будут пытаться искусственно завышать баллы определенным кандидатам и занижать другим.
Но если представители ОПЗЖ или группы «За майбутнє» в комиссии решатся на такие манипуляции, это не останется незаметным и точно станет причиной скандала. Ведь все баллы, как и работы кандидатов, будут обнародованы, а сами заседания абсолютно публичные и будут транслироваться.
То есть синхронное завышение баллов от представителей парламента одним кандидатам и их занижение другим будет, во-первых, очевидным и точно заставит реагировать международных экспертов в комиссии. Во-вторых, количество баллов по результатам субъективной оценки членов комиссии (например, собеседование о профессиональных качествах) будет иметь намного меньший вес по сравнению с баллами за тесты на знание законодательства и общие способности.
Списать или подтасовать результаты тестов тоже не получится, принимая во внимание участие международников. Какие-либо попытки манипуляций с баллами могут стоить Украине западной поддержки.
Также избранные по парламентской квоте члены Конкурсной комиссии могут продолжать попытки блокировать важные решения. Например, просто не давать необходимое количество голосов для принятия определенного решения на каждом этапе, если это решение не будет устраивать кураторов от своей квоты (надо пять голосов). Это затянет процесс, но такие попытки также будут публичными и очевидными.
По информации Центра противодействия коррупции, квота парламента согласовывалась с заместителем руководителя офиса президента Олегом Татаровым, который сейчас является подозреваемым в деле НАБУ. Но Татаров остается в своем кабинете на Банковой со всеми возможностями влиять на комиссию и с очевидным конфликтом интересов. Именно поэтому, если в офисе президента действительно не хотят проблем с поддержкой на Западе, Татаров должен быть официально отстранен от должности. Хотя мы уверены, что для цивилизованных западных стран нонсенсом является уже то, что его до сих пор не уволили. Но и в этом случае серьезным предохранителем являются именно международные эксперты в комиссии.
Кроме манипуляций в ходе конкурса, очевидным инструментом незаконного влияния на него остается скандальный Окружной административный суд города Киева. Именно туда, по закону, должны направлять жалобы о конкурсе и решениях комиссии. Поскольку часть судей, как и одиозный председатель ОАСК Павел Вовк, также заинтересованы в срыве конкурса или влиянии на его результаты, они точно попытаются по обычной для себя схеме вмешаться в процесс.
Например, зашлют на конкурс близких к себе кандидатов, которые в дальнейшем будут пытаться отменить результаты, или приостановить конкурс, или запретить комиссии принимать определенные решения. Единственным предохранителем в этом процессе будет быстрое обжалование таких решений в вышестоящих инстанциях. В ходе конкурса в ВАКС недоброчестным кандидатам не удалось реваншировать с помощью ОАСК.
***
22 января страны G7 вышли с сообщением о том, что ожидают от Украины прозрачного отбора руководителя САП. Еще раньше посольство США и представительство ЕС в Украине публично напоминали: «Комиссия должна начать прозрачный процесс, в основе которого — доброчестность и заслуги кандидатов. От этого будет зависеть наша дальнейшая поддержка».
Западные партнеры Украины точно будут следить за конкурсом и определением победителя на должность нового руководителя САП. Сейчас существуют большие шансы на избрание достойного кандидата, но при условии, что он проявит смелость и примет участие в конкурсе.
Елена Щербан, Центр противодействия коррупции