В прокат вышел фильм «Убежище» — хоррор про запущенный случай расщепления личности с Джулианной Мур и Джонатаном Рис-Майерсом.
Мать-одиночка (три года назад какие-то подонки убили мужа) Кара Хардинг (Джулианна Мур) в качестве психиатра-эксперта периодически доказывает, что очередной обвиняемый в убийстве вовсе не спал, пока квартирующая в его теле альтернативная личность творила зло. По ее мнению, мнимые психи придумывают своего мистера Хайда, чтобы уйти от ответственности под не вполне доказанным научно предлогом феномена множественной личности. Когда из очередного пациента (Джонатан Рис-Майерс), подброшенного папой-коллегой (Джеффри ДеМунн), личности попрут как из рога изобилия.
Кара с привычным скепсисом примется за разоблачение, но столкнется с непротиворечивостью показаний обитателей довольно щуплого тела и все возрастающим числом покойников, причастных к данному случаю.
История, написанная неравнодушным к проблемам расщепленного сознания («Идентичность», «Внутри моей памяти») сценаристом Майклом Шином, начинается как психиатрический триллер средней руки: клише на клише, но зато лица интересные. Шведский дуэт режиссеров Монса Морлинда и Бьорна Стейна старательно заводит камеру за спину Джулианне Мур под тревожные скрипичные шорохи; стоит ракурсу совершить резкий поворот — за плечом уже притаился Рис-Майерс, то тихий и растерянный, то агрессивный и презрительный, но неизменно битый жизнью и с вопросами веры на языке.
Тревожным фоном маячат религиозные фанатики и народные целители оккультного толка.
Но чем дальше героиня Мур углубляется в непроходимые чащи верований одноэтажной Америки, тем меньше становится похожа на Клариссу Старлинг из «Молчания ягнят» и больше на Дану Скалли, агента здравого, но не вполне уверенного в себе смысла в мире всепобеждающей чертовщины. Оставь авторы побольше неопределенности (то ли вколоть галоперидол, то ли вызвать экзорциста) — могло бы выйти добротное кино про истину «где-то там».
Увы, решительно и без малейшего намека на спасительную скандинавскую иронию они превращают картину даже не в растянутую до полного метра серию «Секретных материалов», а в продукцию, на которую можно наткнуться, если включить в ночи телеканал ТВ3, известный как «Настоящий мистический».
Поэтому, когда в местных архивах обнаруживается прекрасно сохранившаяся кинохроника вековой давности с ответами на все вопросы, может быть, и хочется думать, что это такая нордически-отмороженная форма издевательства над жанром, но наука и здравый смысл учат нас не искать более сложных объяснений там, где вполне сгодится простое. У «Убежища» нет никакого второго «я» – оно просто прикидывается какое-то время разумным существом, грубо используя стоический героизм хороших актеров. Но потом скидывает маски, запрокидывает голову и, хрустнув костями, говорит «Бу!», с пионерлагерной статью тянет трясущиеся пальцы к сердцу, стращает бельмом на глазу и грозит забрать душу голосом, пропущенным через подушку.
< Предыдущая | Следующая > |
---|